Первый день года оказался нервным, чудесно-солнечным и тепло-нежарким.
Мариша очень ждала сада, просилась последние дни туда, поэтому сегодня перенервничала, и с утра все оказалось не так. Вот буквально: не влезла в домашнюю туфельку (а я ей выдала нарядные туфли дома, чтоб она в уличные босоножки к платьям не надевала) и все, дочку вынесло.
Надо сказать, что я тоже выпала немного из равновесия и даже поплакала, потому что обидно, праздничный день и опять скандал. Но в какой-то момент вернулась в точку опоры и все пошло как по маслу.
В саду Мариша бросилась к своей любимой воспитательнице, провела время до дневного сна, а потом мы пошли на площадку. И уложилась Мариша без проблем, спит сейчас, добирается потерянные часы.
Ещё из наблюдений за собой: меня резко выносит из родительской позиции, когда возникает необходимость взаимодействовать с системой и когда я начинаю загоняться на тему "Что подумают другие?" Рискуем опоздать на приём к врачу или к началу занятий - привет, испуганный ребёнок; начинаю оценивать свои действия "со стороны" - тревожность взлетает в разы. (Не)Смешной эпизод: вчера в торговом центре не могла найти маршрутку. Её перенесли на подземную парковку и я с Маришей неудачно спустилась на лифте вместо эскалатора. В итоге передо мной огромное пространство парковки, указателей никаких нет и ребёнок на руках. Чего нервничать? Можно подняться и пойти по этажу. Но не обнаружив очевидного хода, я напряглась: глупая какая, не могла маршрутку найти. Изворчалась, а в итоге все равно поднялась и перезашла. Что такого? Чего напрягаться?
Зато, побывав в устойчивой позиции, я теперь вижу эти выпадения и пробую вернуться. Не всегда с первого раза получается, но получается. Вот сегодня после всех моих жалований на тему "Ты же носила эти босоножки все лето! Тебе было удобно!" и некоторых других, за которые мне стыдно, я сумела сказать Марише "Все будет хорошо!" так, что она просветлела и успокоилась.
Да, я ошибаюсь, иногда мне кажется, непоправимо, зачастую мне стыдно в процессе конфликта и после, но я пытаюсь и у меня получается.

Ну и ещё: пришла осень — мое любимое время года. Круг завершен, надеюсь, что на новом я буду честнее с собой, буду доверять себе и Марише.



@темы: я_не_псих, Мы с ежом, Факты обо мне

Комментарии
01.09.2017 в 13:55

я поля влюблённым постелю, пусть поют...
Etho, скажите пожалуйста, а сколько Марише лет? Она уже прошла через кризис трех лет? Или вы в нем и находитесь...? Вроде по ощущениям девочка по старше...:hmm:

И еще - правильно я понимаю, что вы имеете отношение к системе образования? Если учитель - то примите моё сочувствие. Я - дочь учительницы, внучка учителей, сама (фрагментарно) учительствовала и сколько-то работала в школе. Для учительских детей впору вводить инвалидность - так эта родительская система калечит собственных детей((
02.09.2017 в 20:45

udacha.mi, Марише 3,5 года. Кризис цветёт пышным цветом с зимы-весны. Все осложняется расставанием с мужем и разменом квартиры.
Я — учитель русского языка и литературы, успела поработать в общеобразовательной школе, сейчас работаю в частной, где условия намного лучше. В государственную не хочу возвращаться.
Для учительских детей впору вводить инвалидность - так эта родительская система калечит собственных детей((
А можешь поподробнее (мы же на "ты" :)) мысль пояснить? И про опыт взросления с учителем и опыт преподавания было бы интересно почитать.
03.09.2017 в 19:00

я поля влюблённым постелю, пусть поют...
Специфика кризиса трех лет - потребность делать самостоятельный выбор во всем. Ничего нельзя давать, как готовое чужое решение. "Я-самость" цветет пышным цветом. Моя подруга мучилась даже тем, что не могла сама открыть дверь в здание детского сада. Она машинально открывала, а сын вопил "Я хотел САМ!" и устраивал бучу. Какой выход? ВСЕ предлагать через альтернативу. С той же дверью пришлось решать так - подходим к двери и спрашиваем: "КТО сегодня откроет её?" Малыш тут же, разумеется, вопит - "Я!" Потенциально конфликтная ситуация разрешена.
"Ты оденешь эти туфли!" - нельзя. Придется отыскивать вторую какую-то пару и предлагать - "Оденешь то или это?" И иногда - вопреки здравому смыслу... Понятно, что это нельзя сделать абсолютным правилом :no: Иногда нет альтернативы тем же ботикам, например)) Но замечено, что чем больше малыш решает сам, тем спокойнее он иногда (частично) дает себя уговорить на что-то, безусловно нужное взрослому.
Еще хитрость, разумеется - говорить наоборот.
"Мы совсем не пойдем гулять сегодня" - если надо выходить гулять. "Я думаю, ты не оденешь новое платье" - если нужно одеть именно это платье :-D

А по поводу учительских детей... Это моя личная боль. Я работала больше 20 лет назад школьным психологом. Педстаж 7 лет. Иногда, очень редко, но подменяла уроки биологии - первое образование биофак. У нас была очень престижная немецкая гимназия, и почти все учительские дети учились в нашей же школе. Такая традиционная школа с минимальной текучкой кадров, которую ученики заканчивали, а потом приводили к своим же учителям собственных детей. Патриархальная такая гимназия, с устоями.
И я наблюдала за этими учительскими детьми, у нас их было много. И они очень отличались от обычных детей((
Часто тревожные, напряженные, гиперответственные. Почти всегда - задерганные. И всегда - травмированные своими мамами.
Учителя это отдельно очень уязвимый класс. Они воспитывают чужих детей и предполагают - ожидают, что любой родитель им может кинуть в лицо - "Да ты не своего посмотри, мамочка!" Это как сапожник без сапог. И учительские дети воспитываются в духе "Чтобы мне не было за тебя стыдно". А дети же любят родителей, они не хотят их подводить. И изо всех сил стараются, тянутся, лишнюю шалость себе не позволят. Это неправильно.
Учителя смотрят на своих собственных детей зачастую через призму чьих-то чужих глаз. Они боятся осуждения. И задергивают и зашикивают их достаточно сильно. Быть учительским ребенком ОЧЕНЬ тяжело. И еще учителя постоянно оценивают. Хорошо или плохо - рабочий инструмент. Все поступки оцениваются, иногда даже автоматически.
Сейчас у нас школа психологии, мы готовим психологов-консультантов. И у нас нет отсева на входе, кроме одного - я стараюсь отговаривать от профессии психолога учителей с серьезным стажем работы. Ибо отучить оценивать очень сложно(( А педагогическая система этого постоянно требует.
Но если поставить себе как задачу - постараться разделять свою учительскую и родительскую роли, иногда удается смягчить вот это давление на собственных детей. Позволять себе больше быть такой пофигисткой))
И боже упаси водить своего ребенка в свою же школу.

Я тебя не очень сильно напугала? :no:
04.09.2017 в 21:20

udacha.mi, по поводу самостоятельных решений - да, я сама уже дотумкала в какой-то момент. Причем это неплохо работает, когда накапливается какая-то масса самостоятельных решений из серии "из желтой или зеленой тарелки ты будешь есть?" Тогда есть вероятность, что при необходимости просто принять мое необсуждаемое решение, Мариша согласится. Хотя периодически очень мешают всякие мысли из серии "Ну сколько можно танцы с бубном вокруг трехлетки устраивать?". но это наследие прошлых поколений.
Про наоборот: с Маришей не срабатывает в том смысле, что она нелинейно реагирует. Иногда набираешь воздуха в грудь, готовясь к битве по привычному моменту, а она - бац! - и согласилась. Ей, действительно, полезно доверять самостоятельность решений.

Они воспитывают чужих детей и предполагают - ожидают, что любой родитель им может кинуть в лицо - "Да ты не своего посмотри, мамочка!" Это как сапожник без сапог. По поводу ожиданий непогрешимости вплоть до святости от врачей и учителей я когда-то даже писала. Это очень тяжлое бремя, потому что возникает вопрос: как этот учитель может воспитывать (а эта обязательная, а не побочная, прописанная в ФГОСах составляющая учительской работы меня всегда настораживала) наших, когда со своим справиться не может.
Ты меня не сильно напугала =)
Во-первых, потому что я очень сильно изменилась как учитель с ходом времени и особенно с рождением ребенка. Часть работы, связанная с оценкой (в широком смысле этого слова), для меня всегда была сложной. Понятное дело, в нынешней ситуации невозможно не оценивать соответствие работы какому-то стандарту. Ты так или иначе считаешь количество ошибок в диктанте, недостатки построения текста сочинения, но что делать потом с этим посчитанным - вот тут начинается творчество. Я бы с удовольствием отказалась от отметок, но это несовместимо с реальностью. Я, кстати, попробовала это провернуть на доп.образовании - фейл, дети напугались, родители напугались.
Во-вторых, меня защищает понимание, насколько дети разные.
В-третьих, я совершенно не готова править дочь под какие-то стандарты типа "дочь музыканта пойдет в музыку" или " в 4 года надо определиться с доп.образованием". Возможно, потом я пойму, что была неправа и что надо было пихать и толкать. Но пока моя цель — постараться не испоганить дочери тот кусочек жизни, который она проведет рядом со мной. Хотя в условиях современной гонки, когда к ЕГЭ начинают готовить в детском саду, такой подход иногда кажется опрометчивым: а как же конкурентоспособность?
У меня есть вот это "Мне стыдно перед другими", но я уже знаю эту точку и отслеживаю.
И учительские дети воспитываются в духе "Чтобы мне не было за тебя стыдно". Это всплывает, мне кажется, у многих вне зависимости от профессии. Наследие Советского Союза, когда человек рассматривался в первую очередь единицей общества? Отсюда все эти бабушки и тетушки, которые могут на улице подойти и начать стыдить, что твой ребенок без шапки.

Сумбурно получилось ответить, просто темы ты подняла интересные и сложные. Тут по каждому пункту можно доолго рассуждать.