Первый день года оказался нервным, чудесно-солнечным и тепло-нежарким.
Мариша очень ждала сада, просилась последние дни туда, поэтому сегодня перенервничала, и с утра все оказалось не так. Вот буквально: не влезла в домашнюю туфельку (а я ей выдала нарядные туфли дома, чтоб она в уличные босоножки к платьям не надевала) и все, дочку вынесло.
Надо сказать, что я тоже выпала немного из равновесия и даже поплакала, потому что обидно, праздничный день и опять скандал. Но в какой-то момент вернулась в точку опоры и все пошло как по маслу.
В саду Мариша бросилась к своей любимой воспитательнице, провела время до дневного сна, а потом мы пошли на площадку. И уложилась Мариша без проблем, спит сейчас, добирается потерянные часы.
Ещё из наблюдений за собой: меня резко выносит из родительской позиции, когда возникает необходимость взаимодействовать с системой и когда я начинаю загоняться на тему "Что подумают другие?" Рискуем опоздать на приём к врачу или к началу занятий - привет, испуганный ребёнок; начинаю оценивать свои действия "со стороны" - тревожность взлетает в разы. (Не)Смешной эпизод: вчера в торговом центре не могла найти маршрутку. Её перенесли на подземную парковку и я с Маришей неудачно спустилась на лифте вместо эскалатора. В итоге передо мной огромное пространство парковки, указателей никаких нет и ребёнок на руках. Чего нервничать? Можно подняться и пойти по этажу. Но не обнаружив очевидного хода, я напряглась: глупая какая, не могла маршрутку найти. Изворчалась, а в итоге все равно поднялась и перезашла. Что такого? Чего напрягаться?
Зато, побывав в устойчивой позиции, я теперь вижу эти выпадения и пробую вернуться. Не всегда с первого раза получается, но получается. Вот сегодня после всех моих жалований на тему "Ты же носила эти босоножки все лето! Тебе было удобно!" и некоторых других, за которые мне стыдно, я сумела сказать Марише "Все будет хорошо!" так, что она просветлела и успокоилась.
Да, я ошибаюсь, иногда мне кажется, непоправимо, зачастую мне стыдно в процессе конфликта и после, но я пытаюсь и у меня получается.
Ну и ещё: пришла осень — мое любимое время года. Круг завершен, надеюсь, что на новом я буду честнее с собой, буду доверять себе и Марише.

Мариша очень ждала сада, просилась последние дни туда, поэтому сегодня перенервничала, и с утра все оказалось не так. Вот буквально: не влезла в домашнюю туфельку (а я ей выдала нарядные туфли дома, чтоб она в уличные босоножки к платьям не надевала) и все, дочку вынесло.
Надо сказать, что я тоже выпала немного из равновесия и даже поплакала, потому что обидно, праздничный день и опять скандал. Но в какой-то момент вернулась в точку опоры и все пошло как по маслу.
В саду Мариша бросилась к своей любимой воспитательнице, провела время до дневного сна, а потом мы пошли на площадку. И уложилась Мариша без проблем, спит сейчас, добирается потерянные часы.
Ещё из наблюдений за собой: меня резко выносит из родительской позиции, когда возникает необходимость взаимодействовать с системой и когда я начинаю загоняться на тему "Что подумают другие?" Рискуем опоздать на приём к врачу или к началу занятий - привет, испуганный ребёнок; начинаю оценивать свои действия "со стороны" - тревожность взлетает в разы. (Не)Смешной эпизод: вчера в торговом центре не могла найти маршрутку. Её перенесли на подземную парковку и я с Маришей неудачно спустилась на лифте вместо эскалатора. В итоге передо мной огромное пространство парковки, указателей никаких нет и ребёнок на руках. Чего нервничать? Можно подняться и пойти по этажу. Но не обнаружив очевидного хода, я напряглась: глупая какая, не могла маршрутку найти. Изворчалась, а в итоге все равно поднялась и перезашла. Что такого? Чего напрягаться?
Зато, побывав в устойчивой позиции, я теперь вижу эти выпадения и пробую вернуться. Не всегда с первого раза получается, но получается. Вот сегодня после всех моих жалований на тему "Ты же носила эти босоножки все лето! Тебе было удобно!" и некоторых других, за которые мне стыдно, я сумела сказать Марише "Все будет хорошо!" так, что она просветлела и успокоилась.
Да, я ошибаюсь, иногда мне кажется, непоправимо, зачастую мне стыдно в процессе конфликта и после, но я пытаюсь и у меня получается.
Ну и ещё: пришла осень — мое любимое время года. Круг завершен, надеюсь, что на новом я буду честнее с собой, буду доверять себе и Марише.

И еще - правильно я понимаю, что вы имеете отношение к системе образования? Если учитель - то примите моё сочувствие. Я - дочь учительницы, внучка учителей, сама (фрагментарно) учительствовала и сколько-то работала в школе. Для учительских детей впору вводить инвалидность - так эта родительская система калечит собственных детей((
Я — учитель русского языка и литературы, успела поработать в общеобразовательной школе, сейчас работаю в частной, где условия намного лучше. В государственную не хочу возвращаться.
Для учительских детей впору вводить инвалидность - так эта родительская система калечит собственных детей((
А можешь поподробнее (мы же на "ты"
"Ты оденешь эти туфли!" - нельзя. Придется отыскивать вторую какую-то пару и предлагать - "Оденешь то или это?" И иногда - вопреки здравому смыслу... Понятно, что это нельзя сделать абсолютным правилом
Еще хитрость, разумеется - говорить наоборот.
"Мы совсем не пойдем гулять сегодня" - если надо выходить гулять. "Я думаю, ты не оденешь новое платье" - если нужно одеть именно это платье
А по поводу учительских детей... Это моя личная боль. Я работала больше 20 лет назад школьным психологом. Педстаж 7 лет. Иногда, очень редко, но подменяла уроки биологии - первое образование биофак. У нас была очень престижная немецкая гимназия, и почти все учительские дети учились в нашей же школе. Такая традиционная школа с минимальной текучкой кадров, которую ученики заканчивали, а потом приводили к своим же учителям собственных детей. Патриархальная такая гимназия, с устоями.
И я наблюдала за этими учительскими детьми, у нас их было много. И они очень отличались от обычных детей((
Часто тревожные, напряженные, гиперответственные. Почти всегда - задерганные. И всегда - травмированные своими мамами.
Учителя это отдельно очень уязвимый класс. Они воспитывают чужих детей и предполагают - ожидают, что любой родитель им может кинуть в лицо - "Да ты не своего посмотри, мамочка!" Это как сапожник без сапог. И учительские дети воспитываются в духе "Чтобы мне не было за тебя стыдно". А дети же любят родителей, они не хотят их подводить. И изо всех сил стараются, тянутся, лишнюю шалость себе не позволят. Это неправильно.
Учителя смотрят на своих собственных детей зачастую через призму чьих-то чужих глаз. Они боятся осуждения. И задергивают и зашикивают их достаточно сильно. Быть учительским ребенком ОЧЕНЬ тяжело. И еще учителя постоянно оценивают. Хорошо или плохо - рабочий инструмент. Все поступки оцениваются, иногда даже автоматически.
Сейчас у нас школа психологии, мы готовим психологов-консультантов. И у нас нет отсева на входе, кроме одного - я стараюсь отговаривать от профессии психолога учителей с серьезным стажем работы. Ибо отучить оценивать очень сложно(( А педагогическая система этого постоянно требует.
Но если поставить себе как задачу - постараться разделять свою учительскую и родительскую роли, иногда удается смягчить вот это давление на собственных детей. Позволять себе больше быть такой пофигисткой))
И боже упаси водить своего ребенка в свою же школу.
Я тебя не очень сильно напугала?
Про наоборот: с Маришей не срабатывает в том смысле, что она нелинейно реагирует. Иногда набираешь воздуха в грудь, готовясь к битве по привычному моменту, а она - бац! - и согласилась. Ей, действительно, полезно доверять самостоятельность решений.
Они воспитывают чужих детей и предполагают - ожидают, что любой родитель им может кинуть в лицо - "Да ты не своего посмотри, мамочка!" Это как сапожник без сапог. По поводу ожиданий непогрешимости вплоть до святости от врачей и учителей я когда-то даже писала. Это очень тяжлое бремя, потому что возникает вопрос: как этот учитель может воспитывать (а эта обязательная, а не побочная, прописанная в ФГОСах составляющая учительской работы меня всегда настораживала) наших, когда со своим справиться не может.
Ты меня не сильно напугала =)
Во-первых, потому что я очень сильно изменилась как учитель с ходом времени и особенно с рождением ребенка. Часть работы, связанная с оценкой (в широком смысле этого слова), для меня всегда была сложной. Понятное дело, в нынешней ситуации невозможно не оценивать соответствие работы какому-то стандарту. Ты так или иначе считаешь количество ошибок в диктанте, недостатки построения текста сочинения, но что делать потом с этим посчитанным - вот тут начинается творчество. Я бы с удовольствием отказалась от отметок, но это несовместимо с реальностью. Я, кстати, попробовала это провернуть на доп.образовании - фейл, дети напугались, родители напугались.
Во-вторых, меня защищает понимание, насколько дети разные.
В-третьих, я совершенно не готова править дочь под какие-то стандарты типа "дочь музыканта пойдет в музыку" или " в 4 года надо определиться с доп.образованием". Возможно, потом я пойму, что была неправа и что надо было пихать и толкать. Но пока моя цель — постараться не испоганить дочери тот кусочек жизни, который она проведет рядом со мной. Хотя в условиях современной гонки, когда к ЕГЭ начинают готовить в детском саду, такой подход иногда кажется опрометчивым: а как же конкурентоспособность?
У меня есть вот это "Мне стыдно перед другими", но я уже знаю эту точку и отслеживаю.
И учительские дети воспитываются в духе "Чтобы мне не было за тебя стыдно". Это всплывает, мне кажется, у многих вне зависимости от профессии. Наследие Советского Союза, когда человек рассматривался в первую очередь единицей общества? Отсюда все эти бабушки и тетушки, которые могут на улице подойти и начать стыдить, что твой ребенок без шапки.
Сумбурно получилось ответить, просто темы ты подняла интересные и сложные. Тут по каждому пункту можно доолго рассуждать.