Я апдейтила пост про школу. Можно посмотреть.
Сейчас буду слушать Мурашову же про границы.
Upd. Многие вещи я уже знала от udacha.mi.
***
Границы ставятся и проверяются всю жизнь.
1. Этап установления границ:
вначале жданный и любимый ребенок уверен, что все крутится вокруг него (первый год).
Базовое доверие к миру формируется до года (!)
С освоением мира ребенок сталкивается с запретом и это его не бесит, потому что мир многообразен и широк (есть чем заняться)
В 1,5-2 года осознает, что есть запреты, и запускается биологическая программа исследования правил мира.
Как отличить 2 исследования: исследование мира - смотрит на объект исследования, исследование запрета - смотрит на того, кто запретил (а что будет?).
Границы должны быть установлены жёстко и четко.
Способы работы ребенка с границами:
1. Агрессия, требование, истерика до синевы.
2. Нытье.
3. Манипуляция, лавирование и вбивание клиньев между родными ("А бабушка мне разрешает...").
читать дальше
Объяснения причины запрета до 3х лет - белый шум до момента, когда ребенок задаёт вопрос "Почему?", тогда он готов узнать причинно-следственную связь.
Притча 4. Про двух начальников, у которых надо подписать бумаги.
Первый спокойно подписывает, но только по вторникам и средам, а в остальные дни нет.
Второй начальник подписывает всегда, но иногда перед ним надо сплясать, иногда поплакать, а иногда вообще ничего не поможет.
К какому хочется самому ходить? К какому ходит ваш ребенок?


Если не успели обсудить какой-то запрет, то кто первый встал, того и тапки: первый запретил, второй поддержал, потом обсудили.
Если в принципе можно, то сразу дать, а не ждать, пока ребенок наорется, потому что если через 40 минут ора разрешили, значит, уже было можно.

2) если биологическая программа получила четкую обратную связь, то дальше переход на более цивилизованный уровень: ребенок спрашивает разрешения.

Если границы поставлены плохо, то этот архаический способ вылезет в подростковом возрасте. Агрессия, будет нерешительным или будет идти напролом.
В школе будет проверять учителя "тычком" (а что сделают?): не сделал, не задавали, а у меня нет. И так до смерти.
Если в детстве это происходит без участия ребенка, то в старшем возрасте нужно участие самого человека.

Установление границ: можно лошадь привести к воде, но нельзя заставить ее пить.
1) - Мы заканчиваем играть и идём мыть ручки.
Останавливаем игру, блокируем. Или, если есть силы, останавливаем игру и тащим мыть руки.
2) - На завтрак манная каша.
- А я хочу рисовую.
- На завтрак манная каша.
Задача: сообщить, как будет.
3) о, прям Маришин случай!
- Мы идём гулять, пойдешь с нами?
- Нет, я хочу остаться дома.
- Хорошо.
- Я вам не нужна!
- Ты нам очень нужна, пойдем с нами.
- Нет, не пойду.
И так часами.
У ребенка иллюзия, что он может родителем управлять. Говорить, как будет, и быть четче.
Все, как и советовала udacha.mi

***
В разных местах могут быть разные границы. Это нормально, это не поломает логику ребенку. Мама не даёт играть своей косметикой, а свекровь даёт. Но если ребенок переносит правила из одного места в другое, то границу обозначаем жёстко. То же самое про сад, школу, армию: там свои правила, там их и объяснят. Если вы привозите детей на другую территорию, то действуют правила другой территории.
***
Если у ребенка 4-11 лет не установлены границы, то их можно и нужно ставить! Но ребенок уже не объект, а субъект, на свой вопрос "почему?" он должен получить ответ.
***
Судя по тому, как родители хлопают на слова "Победа будет за вами!", всем не хватает этой уверенности.
***
Ребенок 7 лет не делает уроки. Попытки договориться не помогают.
Попытка договориться подразумевает возможность выбора.
1) можно взять ответственность на себя и установить, как оно будет.
2) можно договориться= принять выбор. Напоминаешь об уроках, потом ещё напоминаешь о последствиях.
Если ребенок зависает между двумя этими вариантами, то есть попытка договориться не подразумевает того, что его мнение услышат, это порождает агрессию.