Когда ЕГЭ и прочие ГИА
(сейчас называется ОГЭ - выпускной экзамен в классе) только появились, началось великое бурление умов. Лучшие люди страны находили в заданиях и вариантах ответов
ошибки, формат тестирования не ругал только ленивый. Задания совершенствовали, но это порождало только новый шквал критики: вопросы составлены с подвохом, и ответить правильно может только студент профильного ВУЗа. Да и отличное знание теории не показывает высокий уровень понимания предмета. Если говорить о русском языке: Вы сами давно вспоминали сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных частей? То-то! А проверяется это у всех, а не только у поступающих на филфак.
"Но есть же и сочинение! Пожалуйста, покажи владение письменной речью! А разобрать ряд тем, которые проверяются в тестовой части, не так сложно" — слышу ваши голоса. Да, есть такая часть, как сочинение, строящееся по жесткой схеме. Хочешь получить высокий балл? Спрячь свое творчество подальше и пиши по шаблону!
"А так ли это плохо?" — задумалась я."А так ли это плохо?" — задумалась я. И пришла к выводу, что подобная форма отвечает не только требованиям быстроты проверки, но и духу времени.
Дело в том, что многие перешли на виртуальное общение, а если и общаются в реальности, это либо деловые контакты (официально-деловой стиль), либо беседа в неформальной обстановке (разговорный стиль). Вообще, разговорный стиль, с его краткостью, "проглатыванием" части фразы, которая понятна участникам разговора ("Ну что?" - спрашивают друг друга студенты. Им не нужно говорить: "Ну, как прошел экзамен? Трудный билет попался? Много задавали вопросов?") распространяется все шире, заменяя литературный. В результате вместо полноценных высказываний мы используем отдельные "знаковые" фразы.
Приведу еще несколько примеров. Вместо "Как же я за тебя рада! / Здорово, что ты сумел занять первое место на олимпиаде!" мы говорим "Круть!" или вообще ставим смайлик. Небезызвестная "Печааалька..." заменяет выражение горя. Вместо восхищения и аргументации мы пишем "Ми-ми-ми!" Многие пишут так, что начало мысли, ее середина и завершение представляют собой отдельные сообщения.
Например:
Сообщение №1. Отпуск дают.
Сообщение №2. Но он маленький.
Сообщение №3. И не летом.
Сообщение №4. Хочу новую работу!
Нам становится лень высказываться развернуто. В результате создается этакий "птичий" язык, характеризующийся краткостью, эмоциональностью, меметичностью и телеграфным стилем. Это если мы высказываемся в виртуальности, а не делаем перепосты с "содержательными"комментариями "Крутяяяк!", "Красавчик!" etc.
Дети страдают больше всего: им становится трудно читать большие тексты, построенные из длинных предложений; строить объемные высказывания так, чтобы не была нарушена логика.
Именно поэтому в условиях обязательного общего образования оказывается необходимым натаскивание на шаблон. Мертвый, неинтересный, плоский, но подразумевающий, во-первых, аргументацию, а не просто эмоциональный выкрик, а во-вторых, сохраняющий логику.
Так что формат мертворожденного, пластмассового сочинения, образцы которого похожи, как близнецы братья — это не только попытка облегчить проверку (и оценку!) в масштабах нашей огромной страны, но и, вероятно, последняя возможность научить краткому и аргументированному связному высказыванию.
Обидно, что от этого страдают творческие дети, чей потенциал учителя должны развивать (у нас же индивидуальный подход!), а в 8-9 классе сказать: "Ты, конечно, деточка, молодец, но на экзамене ты завалишься, если будешь плетением словес заниматься". С другой стороны, уж творческого и толкового ребенка не так сложно за пару-тройку занятий натаскать на этот шаблон.
Это не значит, что раньше (в каком-либо из "раньше") все говорили, как Пушкин или Цветаева. Но, на мой взгляд, было больше возможностей употреблять не только разговорный стиль, но и литературно-художественный.